Дом Рыжкина или история петербургской окраины

Восстановление дома Рыжкина на Лиговском проспекте стало достижением активистов, отстоявших историческое сооружение. Но, как подчеркивает Елена Радашевич (историк архитектуры и инициатор кампании по его защите), итог нельзя считать окончательным. Причина – возведение 10-этажного отеля позади двухэтажного особняка, что искажает исторический облик участка Лиговского проспекта. Сейчас объект закрыт строительной сеткой, реставрационные работы продолжаются.

Здание на Лиговском, 127 – строение, расположенное между Крестовоздвиженской церковью и станцией метро «Лиговский проспект», привлекло широкое внимание после трагического инцидента весной 2022 г. Во время демонтажа исторических стен обрушилась несущая конструкция, что привело к гибели рабочего. Происшествие стало следствием постепенного разрушения здания, усугубленного десятилетиями бездействия.

Разрушение через бездействие

Елена Радашевич обратила внимание на плохое состояние здания в начале 2010-ых годов во время регулярных поездок по работе. Инициировав архивное исследование, она установила, что 2-этажный дом с мезонином, расселенный в 1990-ые по распоряжению мэра А. Собчака, был передан районному отделению «Союза ветеранов Афганистана» совместно с четырьмя соседними объектами.

Первоначальный план предусматривал создание жилья для ветеранов и семей погибших военнослужащих через привлечение инвестиций, однако проект остался нереализованным. Кроме того, позже губернатор Владимир Яковлев официально отменил инициативу.

– Меня интересовала судьба здания и перспективы его восстановления, – поясняет Радашевич. – Обнаружилось, что прилегающий участок до Воронежской улицы отведен под гостиничный комплекс. Сам дом, формирующий исторический фасад Лиговского проспекта, был исключен из кадастрового учета в расчете на естественное разрушение. Кровля к тому моменту практически отсутствовала, стены находились в аварийном состоянии. Это само по себе уже было нехорошо.

Согласно словам эксперта, ЖСК «Лиговский, 127» намеренно оставил здание без консервации, ускоряя его деградацию. Радашевич добилась восстановления кадастрового номера, охранного статуса:

– Процесс занял годы. Даже после восстановления учета предпринимались попытки сноса. Несмотря на отсутствие статуса объекта культурного наследия, дом признан историческим в силу даты постройки (до 1917 г.) и расположения в зоне регулируемой застройки (ЗРЗ).

Для документирования происходящего в квартире с видом на дом расположили видеокамеру. Записи зафиксировали ручной демонтаж конструкций со стороны двора, проводившийся скрытно. После обращения активистов в полицию представитель собственника заявил о неосведомленности относительно работ, однако разрушительные действия прекратились.

«Архитектурный анахронизм»

Первым владельцем дома на Лиговском, 127 значится Сергей Фаддеевич Рыжкин. До 1883 г. здание представляло собой одноэтажную постройку с обширным земельным участком и деревянными хозяйственными сооружениями. Его наследник, Н. Рыжкин, инициировал масштабную реконструкцию, преобразовав объект в двухэтажный особняк.

Для реализации проекта был привлечен архитектор Иван Маас, известный своими работами в Петербурге: авторству мастера принадлежат проекты десяти доходных домов, трех особняков, а также единственного сохранившегося до наших дней газгольдера на ул. Заозерной – уникального образца промышленной архитектуры XIX века.

К концу XIX столетия Лиговский проспект оставался периферийной зоной города, однако даже для этой локации двухэтажный особняк воспринимался как стилистически устаревший. Андрей Пунин, профессор «Академии художеств им. Репина», отмечает: «здание демонстрирует выраженное отставание в стилевом развитии архитектуры петербургских окраин в сравнении с центральными районами». Этот диссонанс, по мнению эксперта, делает объект уникальным явлением для своей эпохи.

В обращении к ВООПИК Пунин детализирует:

«Фасадная отделка особняка Рыжкина выполнена с минимализмом. Доминирующими элементами декора выступают лепные композиции, воспроизводящие мотивы раннего классицизма 1760-1770-ых годов. Подобное решение позволяет рассматривать фасад как прямую референцию к стилистике Людовика XVI – направлению, сформировавшемуся в петербургской архитектуре к середине XIX века и характеризующемуся строгой симметрией, сдержанным орнаментом и обращением к французским прототипам эпохи Просвещения».

Примечательно, что аутентичные лепные элементы сохранились даже в периоды активного разрушения здания, подчеркивая историческую ценность объекта…

Хозяйственный комплекс у Невского: конюшни и коровник

В настоящее время сложно представить, что в полутора километрах от Невского проспекта 150 лет назад во дворе располагались «конюшни на 16 стойл». Согласно архивным материалам, обнаруженным Еленой Радашевич, в 1883 году на участке Николая Рыжкина возвели «двухэтажный лицевой дом, объединенный фасадом с существующим зданием, флигель по правой стороне двора и каменные конюшни».

Строительство, завершенное к середине 1884 г., обошлось в 37 тыс. руб. Но Рыжкин обанкротился, задолжав 20 тыс. рублей «Кредитному обществу». В 1886 г. объект перешел к губернскому секретарю Ивану Алексееву, который вскоре перепродал его.

В декабре 1897 г. владельцем стал И. Баусов – выходец из ярославского крестьянства, достигший статуса купца первой гильдии и почетного гражданина. Он сохранял права на особняк до революции 1917 г. Здание было оборудовано передовыми для эпохи удобствами: ватерклозетом, ванной, ледником и прачечной.

На территории при Баусове помимо конюшен разместились коровник и склад стройматериалов, где торговали москательной продукцией (красителями и химикатами для ремесел). Совместно с братом он управлял экипажно-малярной и сапожной мастерскими, а также содержал извозчичью стоянку. И. Баусов занимал шестикомнатную квартиру, его брат проживал в трехкомнатной. Среди других дореволюционных жильцов упоминается вдова священника. Предприятия приносили стабильный доход, позволяя братьям обслуживать кредиты. Их судьба после 1917 года осталась неизвестной.

Воссозданный особняк: максимальное приближение к замыслу Мааса

К моменту начала реставрационных работ конструктивные элементы дома Рыжкина находились в критическом состоянии. Десятилетия пребывания под открытым небом без элементарной консервации, воздействие осадков, перепадов температур, а также несанкционированные проникновения привели к масштабным разрушениям. Дополнительный ущерб нанесли скрытные попытки демонтажа: рабочие вручную разбирали стены со стороны двора, ускоряя разрушение объекта.

Новый собственник, взявшийся за восстановление, фактически возвел здание заново. При этом использованы современные строительные материалы. Внешний облик был воспроизведен с высокой точностью благодаря архивным документам, предоставленным Еленой Радашевич. Эксперт обнаружила детальные описания фасадного декора, исторические фотографии и оригинальные чертежи, что позволило соблюсти «архитектурную правду».

– Сохранились лишь отдельные фрагменты лицевого фасада и элементы боковых стен. Остальные конструкции заменены на новые, – поясняет Радашевич. – Я лично посещала объект на каждом этапе реконструкции, чтобы убедиться в соответствии работ историческим стандартам. После завершения штукатурных работ экстерьер практически идентичен тому, что создал архитектор Маас в конце XIX века.

Уже в начале XX века двухэтажный особняк Рыжкина контрастировал с окружающей застройкой Лиговского проспекта, где преобладали 4-6-этажные доходные дома. Его скромные габариты и сдержанный декор формировали уникальный элемент «красной линии» – визуальной границы исторической улицы. Градозащитники подчеркивают, что сохранение таких объектов критически важно для поддержания аутентичности городского ландшафта.

– Строящийся позади дома 60-метровый апарт-отель нарушает историческую перспективу, – отмечает Радашевич. – Стеклянные фасады высотки диссонируют с кирпичной кладкой XIX века, а ее масштаб подавляет скромный особняк. Согласно принципам зон охраны, внутриквартальная застройка не должна визуально доминировать над историческими фасадами. Это пример упущенной возможности гармонично интегрировать современность в наследие.

– Двойственная ситуация, – резюмирует Радашевич. – С одной стороны фасад сохранен, и это достижение. С другой – вторжение масштабной современной застройки в исторический контекст искажает восприятие эпохи. Мы получили «половину победы», что подчеркивает необходимость системных изменений в подходе к охране архитектурного наследия.

Девелоперская компания «Вита», реализующая проект, планирует завершить основные строительные работы к концу 2025 г. На III квартал 2026 г. намечен ввод объекта в эксплуатацию. Согласно данным компании, квартиры с коммерческими помещениями уже выкуплены инвесторами. В отреставрированном особняке Рыжкина разместится ресторан, что по замыслу авторов проекта оживит территорию.